Международный День тоннельщика отмечается ежегодно 4 декабря в день Святой Варвары. Считается, что Св. Варвара покровительствует тоннельщикам, горнякам и всем, кто строит подземные объекты. Традиция давать тоннелепроходческим механизированным комплексам (ТПМК) женские имена связана именно с ней.

Согласно статистике, при использовании ТПМК скорость строительства возрастает в разы. Так при использовании ручного труда и комбайнов сооружается 60-80 метров тоннеля в месяц. Благодаря применению ТПМК – 350-400 метров готового тоннеля. Символично, что именно в эти дни отмечает 21 год с момента первой проходки ТПМК «Клавдия». Общая длина сооруженных этим ТПМК АО «Метрострой» тоннелей превышает 14 км.

Одним из первооткрывателей применения строителями проходческих щитов в новейшей истории Москвы было АО «ВО «Машиноимпорт». Потребность в таком оборудовании впервые появилась при строительстве Лефортовского автодорожного тоннеля, через который сегодня проходит третье транспортное кольцо Столицы. Учитывая значительную протяженность тоннеля – 3,2 км и его размеры (три полосы движения), необходимость сохранения исторической застройки, включая памятники архитектуры района Лефортово, а также сложность строительства и короткие сроки. В этих условиях Правительство Москвы приняло новаторское решение о строительстве тоннеля методом закрытой щитовой проходки и о закупке современного проходческого щита-гиганта диаметром 14,2 метра.        АО «ВО «Машиноимпорт» и технический заказчик строительства тоннеля ООО «Организатор» с честью справились с заданием.

Учитывая огромный вес и сверх габаритов ТПМК, с участием АО «ВО «Машиноимпорт» была разработана специальная логистическая схема по его транспортировке и доставке на строительную площадку. В результате щит своевременно доставили по назначению, запустили в работу и успешно ее завершили. Впоследствии этот же ТПМК работал на строительстве Серебряноборского автодорожного тоннеля в Москве.  Кстати сказать, помимо щита, при участии АО «ВО «Машиноимпорт» было поставлено, смонтировано и пущено в эксплуатацию другое оборудование, в том числе для систем вентиляции, пожаротушения и дымоудаления в тоннелях. Расходы по строительству тоннелей глубокого заложения связаны с финансовыми затратами, однако, экономическая привлекательность строительства тоннелей с использованием была неоднократно подтверждена.

В настоящее время ВО «Машиноимпорт» успешно завершает проект по ремонту и санации ТПМК в С.-Петербурге. Пробный пуск щита состоялся летом этого года.

При подготовке информационного сообщения использованы интернет ресурсы

www.stroi.mos.ru

www.mosingproekt.ru

https://undergroundexpert.info/